Идея перехода к Федеральной контрактной системе (ФКС)
опирается на удачный зарубежный опыт, а декларируемая в законопроекте
прозрачность торгов позитивно повлияет на доступ к торгам бизнеса, если эта
норма будет действительно работающей, считают опрошенные агентством "ПРАЙМ"
эксперты. Признав, что действующая система госзакупок неээффективна, они сошлись
во мнении, что ФЗ-94 вынуждает многих закупщиков придумывать всевозможные
"схемы", чтобы получить необходимый товар или услугу, а ФКС может стать
эффективным механизмом в руках честных заказчиков и исполнителей.
Минэкономразвития в начале сентября вынесло на общественное обсуждение проект
закона о ФКС, которая, по замыслу ведомства, должна придти на смену
регламентирующему сейчас систему госзаказа федеральному закону № 94. Последний
неоднократно критиковали, в том числе с замечаниями выступал президент РФ
Дмитрий Медведев. Реформирование системы госзаказа на основе ФКС может
потребовать не менее трех лет, а основной процедурой при закупках должен стать
открытый конкурс. Минэкономразвития выразило готовность внести изменения в
проект по итогам публичного обсуждения. Эксперты согласны с тем, что российская
система госзакупок нуждается в изменениях. Ситуация, когда хороший, по сути,
закон на практике работал плохо и лишь затруднял нормальное функционирование
экономики и бизнеса, достаточно распространенная, рассуждает президент "Деловой
России" Александр Галушка. Если говорить в целом, 94-й закон не позволяет многим
госзакупщикам быть гибче, как следствие, падает качество их работы. "Он
деморализует госзаказчика, которому приходится придумать обходные пути, дабы
получить необходимое", - отметил Ректор Российской экономической школы Сергей
Гуриев. Научный руководитель Высшей школы экономики (ВШЭ), руководитель группы
"Стратегии-2020" Евгений Ясин констатировал, что "в некоторых случаях на фоне
избыточной жесткости закона люди вынуждены искать разного рода приемы, чтобы
увернуться". "Преобладающая форма покупки – это аукцион и выбор того, кому дают
госзаказ, по минимальной цене. Но на самом деле довольно трудно соблюсти все
требования. Мы столкнулись с тем, что появляются продавцы, которые предлагают
низкую цену, они даже сами не представляют, как в нее уложатся. Потом они
приходят к тем, кто предлагал более высокую цену, и говорят, вы делайте, а нам
отчислите 10%", - привел он пример. По словам члена генсовета "Деловой России",
председателя совета директоров межотраслевой торговой системы "Фабрикант.ру"
Сергея Габестро, с помощью поправок в 94-й ФЗ ситуацию не изменить. "Действующий
закон регламентирует лишь размещение заказа, но не регулирует все сопутствующие
отношения с момента возникновения потребности до, скажем, утилизации товара", -
сказал он. Задачи модернизации и инновационного развития экономики РФ выдвинули
новую ключевую цель в сфере распределения госзаказов - обеспечение максимально
возможного качества исполнения госзаказов, в рамках выделенных государственных
средств, напомнил Захаров. "Хотели бы отметить, что федеральная контрактная
система и Закон № 94-ФЗ не носят взаимоисключающий характер. Проект ФКС как бы
поглощает предмет регулирования Закона № 94-ФЗ и расширяет регулируемый круг
отношений за счет включения в него положений по вопросам прогнозирования,
планирования и контроля исполнения контрактов", - резюмировал он позицию ТПП.
Федеральная контрактная система на смену 94-ФЗ По мнению Ясина, ФКС поможет
сделать всю систему государственных закупок более гибкой и более прозрачной.
"Эта система предоставляет закупщикам более широкое поле для маневра, что
позволяет им находить решения, в которых можно обойтись без коррупции, без
нарушения закона", - отметил он. Галушка уверен, что идея ФКС здравая. "Она не
высосана из пальца, а продиктована теми реальными проблемами, которые сейчас
испытывает российский бизнес, а также удачным зарубежным опытом", - сказал он.
Гуриев отметил, что часто госзаказчик "закупает не скрепки, стулья и компьютеры,
а высокотехнологичное оборудование, где сложно сделать оптимальный выбор,
опираясь лишь на низкую цену, а предложенный проект позволяет это сделать".
Также Гуриев напомнил, что многие находят слабой антикоррупционную составляющую
законопроекта Минэкономразвития. "Есть мнение, что проект ФКС не позволяет
бороться с коррупцией, но это не совсем так. Документ от Минэкономразвития все
равно обеспечивает публичность, важно, как власть будет реагировать на критику
со стороны общества. Система такой критики в России худо-бедно действует.
Главное, чтобы на нее была реакция и адекватное наказание за злоупотребления. В
рамках действующего ФЗ-94 увы, такой реакции нет", - считает он. Опрошенные РИА
Новости эксперты сошлись во мнении, что идея ФКС может принести пользу бизнесу,
если ее реализация не будет искажена подзаконными актами. "Тогда добросовестный
бизнес выиграет, а недобросовестный проиграет. Конечно, для этого
Минэкономразвития не должно идти на компромиссы, в противном случае все будет
как всегда: закон хороший, но фактически не работает", - считает Габестро. По
словам эксперта, "главное – подзаконные акты, которые, как обычно, регулируют
работу закона". Если все пойдет удачно, есть надежда на то, что доступ бизнеса к
госзаказу упростится, вырастет конкуренция, считает Галушка. "По идее это должно
улучшить качество предлагаемых государству товаров и услуг и снизить цены на
них. Все это в целом должно благотворно сказаться на российской промышленности и
сфере услуг", - подчеркнул он. По словам Гуриева, внедрение ФКС должно оказать
на экономику в большей степени позитивное влияние, "это будет скорее праздник
как для честных чиновников, так для честного бизнеса. Возможно, улучшится
качество человеческого капитала в госаппарате, что, по идее, должно повысить
качество госуслуг", - добавил он.
Источник: РИА
Новости (
http://ria.ru/ )